Заводская жизнь

По обмену опытом

По обмену опытом
29.03.2024
Ижевский электромеханический завод «Купол» – одно из ведущих предприятий Концерна ВКО «Алмаз»-«Антей», в том числе и в направлении цифровизации производственных процессов. На предприятие для ознакомления с опытом внедрения современных технологий приезжали представители Нижегородского НИИ радиотехники.
Директора института Валерия Тюлина и начальника управления информационных технологий Евгения Романова встретили заместитель генерального директора ИЭМЗ по цифровизации Сергей Люльченко и директор по корпоративной информатизации Алексей Пестов. Разговор начал гость, обозначив суть своего интереса к «Куполу». Он признался, что в возглавляемой им структуре есть определённые проблемы с внедрением цифровых технологий. Достаточно серьёзные, чтобы усомниться в необходимости масштабных преобразований в плане информатизации.
– Мы на своём предприятии разрабатываем собственную концепцию цифровизации. Цель такой работы – модернизация процессов управления, чтобы все они были объединены в рамках единой системы, что позволило бы нам оптимизировать затраты. Для осуществления задуманного у нас уже создана необходимая материальная база: подразделения компьютеризированы, есть неплохие серверные. Мы уже внедряли в разных направлениях разрозненные системы. Но на стыках этих систем обнаружили проблему обмена данными между ними. Люди начали заносить данные в таблицы и обмениваться этой информацией в ручном режиме. Возникло ощущение, что цифровизация вместо экономии ресурсов, наоборот, способствует увеличению затрат. Появилось сомнение в целесообразности подобной работы. В этой связи нам хотелось бы узнать, как на ИЭМЗ решаются аналогичные нашим проблемы, приносят ли реализуемые у вас мероприятия реальную экономическую выгоду.
Сергей Люльченко сообщил гостям, что с вышеназванными проблемами сталкивались и на «Куполе». Но около десяти лет назад была сформулирована идея построения единого информационного пространства. Задача состояла в том, чтобы убрать связанное с существованием разных систем дублирование данных, приводящее к их противоречивости, искажению информации о процессах и потере, а также дополнительным трудозатратам по «поиску истинных» данных. Очень сложно было понять, где именно находится точная информация, поскольку не были установлены единые правила по обеспечению достоверности и непротиворечивости информации, зафиксированной в разных источниках.
Подробности у Сергея Люльченко:
– Мы предложили концепцию построения единого информационного пространства: когда информация вводится в систему там, где она порождается. Обязательным условием генерации и сохранения информации является требование, чтобы информация о событии оформлялась первичным документом, созданным ответственными за его оформление людьми на местах, а не при последующей обработке бумажных носителей. В последующем занесённые данные должны храниться и обрабатываться в едином центре. Соответственно, это потребовало создание новых централизованных вычислительных мощностей. В итоге был создан и успешно эксплуатируется центр обработки данных (ЦОД). То есть вся значимая для производства информация у нас теперь хранится и обрабатывается централизованно. Все работы были проведены в рамках разработанной и утверждённой Программы развития информационных технологий за 2020-2025 гг. Данная программа успешно выполняется, и в настоящее время запущен процесс её актуализации, с продлением до 2026 года.
Алексей Пестов добавил, что создание единого информационного пространства не навязывает идею полного ухода от бумажного документооборота. Он остаётся на тех участках действующих и перспективных бизнес-процессов, где это требуется для соблюдения гражданского, налогового или трудового законодательства. Но все бумажные документы в едином информационном пространстве формируются на базе их электронного аналога, сформированного и сохранённого в централизованной электронной базе данных.
Электронный документ в некоторых случаях имеет статус подлинника. В качестве примера была приведена работа с договорами. Здесь формирование документа и его согласование, а в некоторых случаях и подписание осуществляется в информационном поле. В итоге появляется лист согласования, который распечатывается и на него уже ставятся «живые» подписи, чтобы получить материальное подтверждение легитимности осуществлённого процесса.
Все основные действия пользователей по работе с цифровыми документами и данными в едином информационном пространстве регламентированы соответствующими приказами генерального директора. Роли, права и личность всех участников информационного обмена подтверждены паролями и логинами.
По словам Сергея Люльченко, в настоящее время активно ведётся работа по внедрению функционала электронной подписи во внутренние бизнес-процессы Общества. Испытательной площадкой для апробирования был выбран Департамент гражданской продукции. Главная задача – выстроить внутренний электронный документооборот, максимально сокращающий использование бумажных документов. Что в целом должно сделать систему управления и принятия решений на всех уровнях проще, быстрее и эффективнее.
Валерий Тюлин по завершении встречи поделился впечатлениями от общения с коллегами:
– Я от многих директоров предприятий слышал, что направление цифровизации хорошо развито именно на «Куполе». Приятно было пообщаться с генеральным директором Фанилом Зиятдиновым, со специалистами завода. Конечно, сразу на основании полученной информации мы решения принимать не будем. Впереди этап оценки, сопоставления с нашими возможностями. Тут в первую очередь важна экономика. Тем не менее полученный опыт, конечно же, незаменим.
Визит руководителя одного из предприятий Концерна для изучения опыта ИЭМЗ «Купол» в сфере цифровизации первый в своём роде. Он свидетельствует о том, что «Купол» в области информатизации производственных процессов достиг серьёзных успехов. Менеджмент предприятия, очевидно, движется в правильном направлении, осуществляя мероприятия, которые должны сделать работу Общества более качественной и эффективной.