24.07.2015
Вот уже 20 лет участвуют в Параде Победы автомобили ижевского коллекционера и реставратора Геннадия Берестова, проработавшего слесарем-инструментальщиком на ИЭМЗ «Купол» почти 30 лет.
От деда к внуку
На завод Геннадий Васильевич пришел по рекомендации своих однокашников по профтехучилищу №8, которое он окончил по специальности «слесарь-инструментальщик», позволившей ему не только достойно трудиться, но и заниматься реставрацией. Кстати, запчасти, которые не удавалось найти для восстановления раритетных моделей, Геннадий Васильевич вытачивал сам, зачастую на своем рабочем месте из подходящих деталей. Первую машину - ГАЗ-67, которая принимала участие в пробеге еще в честь 50-летия Победы и в этом году также прошла в колонне техники ИЭМЗ «Купол», - Геннадий Васильевич восстанавливал вместе с сыном Константином. По семейной традиции сын коллекционера работает на предприятии, он слесарь сборочно-монтажного цеха №112. У этой машины, как, впрочем, и у других автомобилей, восстановленных коллекционером, богатая история. Ранее она принадлежала отцу Геннадия, ветерану Великой Отечественной войны Василию Александровичу Берестову. После победы он жил и работал в колхозе имени Ленина Увинского района. У него была своя пасека, расположенная далеко не только от села, но и в стороне от хороших дорог - добраться до нее можно было разве что на танке или… на ГАЗ-67. Но автомобиль, машину-трудягу, за рулем которого наши солдаты прошли много тысяч километров военных дорог, Василий Берестов получил только лишь в 1970 году. Тогда председатель колхоза получил в свое распоряжение новую машину, а старенький ГАЗ-67 1952 года выпуска решил отдать отцу Геннадия. На этой машине он проездил до 1989 года. А когда постарел и уже не мог водить свою «трудягу», передал внуку Константину, завещав никогда ее не продавать. Объяснил свой наказ и памятью о нем, и выносливостью машины. «Вам еще завидовать будут, - сказал тогда старший Берестов, - что вы ездите на этой легендарной машине. Свою надежность она доказала и в годы войны, и в мирное время. Значит, и вас не подведет». Машина была готова за одно лето, так как, несмотря на свой солидный трудовой стаж, находилась совсем в неплохом состоянии. Реставрационные работы были связаны лишь с кузовом автомобиля. Двигатель, ходовая часть, крылья у машины остались родными. - Узнав о том, что я отреставрировал ГАЗ-67 и собираюсь на нем принять участие в пробеге в честь 50-летия Победы, Дмитрий Федорович Подгорных, водитель нашего директора Александра Васильевича Воскресенского, был очень растроган. За рулем этого автомобиля он с первых дней войны возил пушки своей 15 Гвардейской артиллерийской пушечной бригаде. За боевые заслуги шофер-водитель Подгорных награжден медалью «За отвагу». В память о тех годах свое участие в пробеге мы начали с того, что прокатили Дмитрия Федоровича на этом прочном, неприхотливом и везде проходимом автомобиле. Видели бы вы, как он радовался! Автомобиль Василия Берестова до сих пор на ходу. Как и было завещано, на нем ездит его внук Константин. Автомобиль принимает участие не только в парадах Победы, но и открывает парад пограничников, который проходит ежегодно в честь профессионального праздника.
По принципу «лего»
В коллекции Берестовых находился еще один отреставрированный автомобиль такой марки. Продублировать автомобиль Берестовы решили исключительно из-за высоких качеств машины. Купили по объявлению, но если первая машина досталась им в неплохом состоянии, то здесь пришлось собирать автомобиль, что называется, по принципу «лего». Передняя часть и двигатель машине достались от ГАЗ-69, а задник - от пикапа. Такая творческая переработка была выполнена удачно - машина прослужила Берестовым 30 лет. На ней они объездили весь Крым, Молдавию и Украину. Затем купольцы обменяли ее на джип «Тойоту». За раритетной машиной приехал тогда такой же ретро-любитель из Владивостока. В том, что реставрация автомобиля прошла успешно, нет ничего удивительного. Еще в юности Геннадий Васильевич самостоятельно собрал лодку, аэросани, мотоцикл и буер, под парусом которого он не один год скользил по зеркальной поверхности Ижевского пруда. Одним из первых зарегистрировался в качестве самодеятельного автомобилиста (были в советские времена и такие!). Приобретенные тогда опыт и знакомства до сих пор помогают Геннадию Васильевичу в его увлечении. Во многом именно благодаря своим друзьям Берестов находит нужные запчасти: самодеятельные автомобилисты по-прежнему собираются, обмениваются информацией и советуются друг с другом.
Фамильная реликвия в колонне «Купола»
Выбор следующей машины, которую захотел восстановить коллекционер, пал на ГАЗ-69. Уж очень хотелось проехаться на эффектном, 8-местном армейском автомобиле на Параде в честь 70-летия Победы. Искал долго, но желаемое, как это часто бывает, было совсем близко. Автомобиль находился у сына одного из ижевских ветеранов «группы советских войск в Германии», того сообщества, к которому принадлежит и сам Геннадий Васильевич - в армейские годы он служил там в танковой разведке. «Честно говоря, увидев, в каком состоянии находится ГАЗ, мне стало его очень жаль, - признается коллекционер. - Он так долго простоял во дворе, почти 15 лет, что его колеса вросли в землю. И для того чтобы сдвинуть машину с места, нам пришлось здорово потрудиться». И, конечно, пришлось здорово потрудиться, чтобы восстановить этот запущенный автомобиль. В течение двух лет Геннадий Васильевич вместе с сыном почти всю машину перебрали, восстановив родной двигатель и ходовую часть. Они старались находить только оригинальные запчасти, те же, что не удавалось достать, Берестов вытачивал из подходящих. Работа была не простой, но результат того стоил. Вместе с такими же ретро-любителями Геннадий Берестов, одетый в военную форму того времени, которую, кстати сказать, он тоже коллекционирует, проехал на своем автомобиле во главе городской колонны. Для Газ-69 это была премьера. На «69-й» у Геннадия Васильевича свои планы: он хочет передать его внуку Глебу, продолжив тем самым семейную традицию. Дед не сомневается, что автомобиль для Глеба так же, как и для его отца Константина, станет со временем фамильной реликвией, которую нужно хранить и оберегать. А основания для этого у деда есть: вместе с ним и отцом 15-летний Глеб уже не раз принимал участие в парадах Победы.
«Люблю советский автопром»
Помимо ГАЗ-ов в коллекции мастера есть пара «Запорожцев» и внедорожник ЛуАЗ, так называемый сельский «Запорожец», легкий и проходимый автомобиль. «Отчего только советский автопром», - спрашиваю я мастера, сидя в кабине «Тойоты», единственного в коллекции импортного автомобиля. В моем голосе отчетливо слышна ирония. «Напрасно иронизируете, - отвечает он. - Может быть, наши машины не так привлекательны внешне, да и с комфортом у них проблемы, зато они удобны в эксплуатации и ремонте. Вот сломается импортный автомобиль, нужно отвозить его в автосервис, ждать, когда привезут нужные детали, а это время. Поломку же нашей машины - будь-то «Волга», «Победа» или УАЗ с ГАЗ-ом - я могу устранить за короткое время. Если, конечно, это что-то не аварийное. Так же и с реставрацией. Зная устройство российских автомобилей, я могу даже загодя мысленно представить, что с чем нужно соединить и какие для этого потребуются запчасти. Таких возможностей для восстановления импортных машин у меня нет».
Дело всей его жизни
Склонность к работе руками, изобретательству впервые у маленького Гены обнаружил его дед Агафон Федорович Сазонов, столяр-краснодеревщик, мастер, известный на всю округу. Уж очень внимательно наблюдал этот рослый мальчуган за тем, как мастерит он свои сундуки и горки. Попробовал дать рубанок в руки, и внук его не подвел - «стежок» инструментом был сделан плавно, дерево легло ровно. Мало-помалу стал узнавать внук от деда, как работать инструментом, точить его, ознакомился с породами деревьев и с тем, как их сочетать при изготовлении разных предметов, и о прочих других хитростях. Свою первую значимую работу, ножки для стола, Геннадий выточил еще совсем мальчишкой. Когда подрос, стал настоящим изобретателем: о мотоцикле, который сконструировал в помощь матери, буере и самодеятельном автомобиле уже было упомянуто. В копилку изобретателя вошли и армейские годы, когда в числе прочих им был усовершенствован прибор для прицелки автоматов, при внедрении которого патронов бы в дивизии тратилось в три раза меньше. Но делом всей жизни стало для Геннадия Васильевича коллекционирование и реставрация автомобилей. Здесь соединились и его желание работать руками, и творческая жилка и технические способности. Но изобретательство, умение поставить машину на ход - отнюдь не главное для мастера. Настоящим достижением он считает участие ретро-автомобилей в парадах Победы. Глядя на них, у фронтовиков щемит сердце, а молодые воочию могут увидеть те машины, на которых они воевали. Для тех и других они становятся символами Победы, неотъемлемой частью того праздника, который мы всегда встречаем со слезами на глазах!