Пройти первыми: сотрудник «Купола» побывал на знаменитом перевале Дятлова

07.09.2020
Дмитрий Акатьев (главный специалист управления 044) с командой на внедорожниках совершили экспедицию в одно из самых загадочных мест Северного Урала.

Дмитрий Акатьев - главный специалист управления 044
7 сентября 2020 г.


Несколько попыток предпринял Дмитрий Акатьев (главный специалист управления 044) с друзьями для того, чтобы на автомобилях подняться на перевал Дятлова с западной стороны, через Пермский край. Ижевская группа была второй, кто подошел к знаменитому перевалу с этой стороны, и первой, кто прошел этот маршрут с запада на восток.
Но быть вторыми - не для них. Цель группы, состоящей из участников ижевского внедорожного клуба, - Дмитрий Акатьев стоял у истоков его создания - пройти маршрут первыми. И это им, как правило, удается. Выбирают автопутешественники места известные, красивые и безлюдные, и привлекает их в основном Северный Урал. По словам Дмитрия, эта территория удачно сочетает горы, реки и леса - как раз то, что нужно желающему пройти нехожеными тропами и насладиться первозданной природой во всей ее красе.
 
Первопроходцами, к примеру, они стали четыре года назад, когда экспедиция проехала на колесах расстояние в 250 км по Уральскому хребту, от поселка Приполярный до города Ивдель прошли путь, хоженый разве что только геологами. Маршрут сложный из-за особенностей рельефа - автотуристы преодолевали ущелья, ниши, гребни и горные хребты. Сама экспедиция готовилась три года.
 
Первыми они также на внедорожниках прошли путь вдоль реки Кутим и вплотную подъехали к подножию горы Лямпа Кутимская, являющейся высшей точкой Главного Уральского хребта, а в дальнейшем осуществили пешее восхождение на ее вершину. Причем преодолели глухомань и бездорожье вместе с семьями.

Стоит сказать, что каждый маршрут кропотливо прорабатывается и подготовка к нему длится, как правило, несколько лет. Изучаются различные источники, куда входят как современные данные со спутников, так и информация со старых топографических карт, в дороге используются навигационные устройства, начиненные по последнему слову техники. Автомобили подвергаются значительной доработке, причем руку к их конструированию прикладывают сами путешественники. Также зачастую они являются и авторами своих внедорожников. Одна из машин экспедиции только внешне выглядит как УАЗ, на самом деле ее внутренности представляют собой настоящую эклектику из деталей различных фирм. Такая модернизация нужна экстремалам для усиления прочности конструкции и проходимости автомобиля.

Исходя из опыта поездок, путешественники могут сказать, что нет предела совершенству - в связи со сложностью маршрутов поломки в пути происходят постоянно. Однако участники экспедиции готовы к таким испытаниям, каждая машина тщательно комплектуется всевозможными ЗИП, от гаечного ключа до ручного электроинструмента и сварочного аппарата. Каждый участник экспедиции способен осуществить мелкий ремонт в походных условиях. Но в случае серьезной поломки за дело берутся, конечно, профессионалы, которые при помощи подручных средств способны заставить автомобиль двигаться дальше. Дмитрий рассказывает, что в поездках бывали случаи, когда приходилось подшипник или сальник изготавливать из куска древесины, а деревянную тюльку вставлять вместо сломанной пружины или рессоры.

Глухомань и бездорожье вдоль реки КутимКоманда экспедиции каждый раз варьируется в зависимости от ее задач и сложности маршрута. Бывает, что выезжают семьями, а случается - только мужской компанией. Штурмовать перевал Дятлова в этом году, к примеру, отправились именно в таком составе. Первая попытка состоялась еще в 2014 году, но сплошной дикий лес с буреломом остановил экстремалов - за четыре дня они преодолели лишь чуть более десяти километров.

Проанализировав недочеты, решили повторить выезд на следующий год, и опять неудача - экспедиция продвинулась еще на пятнадцать километров, но так и не смогла достигнуть хребта Яныёмки, являющегося промежуточной точкой на пути к перевалу Дятлова. 

Тогда, посоветовавшись, решили отложить эту затею на неопределенный срок, но новость о том, что трассу преодолели экстремалы из Татарстана, подстегнула ижевчан вернуться к этой идее, и вот - долгожданный успех. 
По словам Дмитрия, в этом году маршрут покорился им достаточно легко: и погода благоприятствовала, и техника была подготовлена. Общее расстояние всего путешествия составило 160 км, и хотя лесной отрезок был лишь его малой частью, стал самым сложным. Преодолевать пришлось, как всегда, глухомань, бездорожье, расчищая себе дорогу с помощью пил и лебёдок, попадая в глубокие колеи. Но путешествие стоило таких усилий. Горная река, которая предстала перед автомобилистами после глухого леса, была прозрачна и чиста, полна вкуснейшей рыбы, поймать которую - честь для любого рыболова. Поднявшись выше, путешественники насладились вкусом морошки и черники, ощущение от которых потом можно хранить всю долгую зиму. 
И наконец, добрались до самого перевала, информация о котором разлетелась далеко за пределы страны. Каких только версий не выдвигалось о причинах гибели туристов, сколько проводилось расследований, но точка, скорее всего, до сих пор не поставлена и будет ли поставлена вообще… По признанию Дмитрия, вся эта шумиха, поднятая вокруг перевала, их не привлекала. Ими двигал чисто спортивный интерес: пройдем - не пройдем, преодолеем - не преодолеем. Прошли, преодолели и, стоя на окончательной точке своего пути, почувствовали всю притягательность этого места. Окрашена она была отнюдь не мистикой, а суровой красотой Северного Урала, климат которого переменчив. За несколько минут сильный ветер может нагнать облака, и все в округе погрузится в мягкую пелерину, исчезнут из поля видимости ближайшие горы и ориентиры. Все его своеобразие путешественники почувствовали на себе, оценили его красоту: находиться на уровне облаков - это восторг!

После каждой экспедиции в одной из социальной сетей Дмитрий выкладывает отчеты. Путевые заметки, написанные живо, с юмором, украшенные фотоснимками, читаются интересно и легко, находят своих единомышленников. Автотуристы переписываются, обмениваются мнениями, и иногда из таких переписок складываются общие компании. Нехоженых троп еще так много!




Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова
Сотрудник «Купола» в составе экспедиции из Ижевска поднялся на перевал Дятлова

Возврат к списку