Продолжение цикла публикаций, посвященных профессиональному празднику и людям труда - работникам Ижевского электромеханического.
19 сентября - День оружейника. Это профессиональный праздник и Павла Иванова, выпускника знаменитой Школы ружейного мастерства имени Леонарда Васева. На нашем предприятии он продолжает работать по специальности.
В детстве Павел был из тех мальчишек, которые гармонично сочетают занятия спортом и искусством. Он родился в семье конькобежцев: дядя Павла, Владимир Сергеевич Иванов, был пятикратным чемпионом мира, отец и мама - тренерами, они и познакомились на сборах. Поэтому детство-юность он провел в многокилометровых кроссах, велосипедных тренировках и отработке техники на ледовом треке.
У него были свои успехи. Однако времени хватало и порисовать, особенно животных. Привлекала их особая грация, сила и красота, сквозившая в каждом движении. С этими анималистическими зарисовками, выполненными по мотивам книги о Беловежской пуще, вчерашний школьник поступал в прославленную школу, готовящую граверов. Кроме этого, будущим мастерам предлагалось пройти несколько довольно необычных испытаний: зеркально воспроизвести надпись и с помощью двух кругов придумать рисунок. Тем самым проверялись не только навыки рисования, но и координация, умение фантазировать, то немногое, что затем пригодилось в годы учебы, - Павел успешно прошел большой конкурс и оказался в числе пятерых счастливчиков, ставших учениками замечательного гравера Александра Алексеевича Передвигина, в свою очередь, ученика самого Леонарда Васева, уникальные знания которого он затем и передавал своим ученикам. Как показало время, Передвигин стал не только авторитетом в искусстве гравировки, но и замечательным педагогом. Его желание научить, душевная открытость памятны Павлу до сих пор.
Памятны также и годы учебы. Да и как забыть время, в котором было столько открытий: лепка, рисунок, технология обработки металла, история искусств - всех предметов «васевской» школы и не перечислишь. Но помимо основных навыков, которым должен владеть гравер, здесь учили наблюдательности, вкусу и умению выразить себя, что затем было подытожено в курсовой выпускника Иванова. В классический охотничий сюжет граверу удалось внести свою авторскую нотку.
Два года школы пролетели незаметно. Ушли в прошлое комната с пятью верстаками, соседствующая с той, где работал педагог, успешная защита итоговой работы, расставание с Мастером...
В 90-е годы оружейная отрасль в стране переживала не лучшие времена. Людям не платили зарплату, и специалисты уходили с заводов. Не стал исключением и Павел, целых пятнадцать лет проработавший в ювелирном бизнесе. Как признается сам, многому здесь научился, поскольку тонкостей в этом деле хоть отбавляй. Но, главное, смог наработать репутацию в достаточно закрытой и по-своему кастовой «ювелирке». Если в первой компании, где редко приходилось работать по эскизам, скорее, заниматься отработкой конкретной операции, то во второй - больше творчеством. Туда Павел пришел уже подготовленным специалистом, владеющим всеми тонкостями дела. Эта наработанная база плюс знания «васевской» школы помогли ему вплотную заняться творчеством.
Авторские работы Павла не раз экспонировались на ведущих отраслевых выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Фантазировал мастер в основном на тему животного мира, появлялись в его композициях и морские обитатели. Самая топовая работа, которая затем неоднократно тиражировалась, была создана с изображением павлиньего пера. Своеобразие этого кружевного гарнитура подчеркивалось драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, бриллиантами, топазами, - что еще больше добавляло сказочности образу. Стоит отметить, что не только в создании образов преуспел ювелир. Вместе с коллегами они сказали свое слово и в технологии, создав уникальную закрепку для камней.

Но в какой-то момент Павлу пришлось закрыть дверь и в этот мир, нестабильный, зависящий от многих обстоятельств ювелирного искусства. Не всегда здесь было легко, в большинстве своем - вдали от творчества, но и в таких условиях выпускник ружейной школы старался выполнять передвигинские заветы: стремиться к красоте, развиваться и выражать себя. Многочисленные копии его авторских работ тому подтверждение.
В 2015 году Павел Иванов пришел на электромеханический, поначалу работал слесарем-сборщиком в 109-м, а когда освободилось место в 133-м, перешел туда гравером. Вроде бы наконец-то возвращение к истокам, но профессиональные обязанности гравера-художника и заводского специалиста различны. Если в первом случае все связано с художественным оформлением ружей, то во-втором - с обработкой различных деталей. Заглянув в другую область, Павел не потерялся и здесь, знания, полученные в ружейной школе, пригодились снова.
Творческой составляющей в заводском цехе немного, реализуется Павел в основном вне ее. Он по-прежнему рисует, мечтая создать со временем свой мультипликационный фильм.
…В эти дни на территории МВК имени Калашникова проходит профессиональный конкурс среди граверов-художников «Золотой штихель». Среди участников - самый опытный и титулованный Александр Алексеевич Передвигин, среди зрителей - его ученик Павел Михайлович Иванов, пришедший сюда не только оценить конкурсные работы, но и поблагодарить своего учителя за знания, которые помогли ему стать успешным везде, куда бы не бросала судьба.