Труд Ильи Лазаревича, главного инженера предприятия с 1964-го по 1983 годы, отмечен правительственными наградами, среди них ордена «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.
22 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Ильи Лазаревича Клятиса, главного инженера предприятия с 1964-го по 1983 годы. Сегодня мы расскажем об основных достижениях электромеханического под руководством этого незаурядного специалиста. Этот материал был опубликован к 55-летию предприятия. Его автор Светлана Гавриловна Денисенко лично была знакома с Ильей Лазаревичем, работала с ним бок о бок. Поэтому эта публикация, предлагаемая нами читателю в сокращенном варианте, касается и биографии юбиляра, и его личных качеств.
Весной 1964 года обстановка в цехах, занимающихся освоением производства аппаратуры ЗРК «Круг», была близка к критической: уже более полугода не выполнялся план по поставке бортовой аппаратуры, а узлы и блоки для счетно-решающих приборов только-только проходили этап сборки и регулировки. В таких условиях заводу была необходима сильная команда руководителей, и в апреле она появилась. В ее составе - главный инженер Илья Лазаревич Клятис
Цех 15 стал «передним краем» в борьбе за освоение производства новых изделий, именно здесь дважды в день совершался обход руководителей, чтобы на месте оценить обстановку. В один из апрельских дней в этой команде появилось новое лицо. Не обратить внимания на новичка было невозможно: высокий, подтянутый, энергичный. Это и был Илья Лазаревич Клятис. Так начинался первый год из двадцати, что он проработает главным инженером электромеханического.
Илья Лазаревич родился в 1920 году в Винницкой области Украины. После окончания школы поступил в Киевский индустриальный институт на электромеханический факультет. В начале войны институт был эвакуирован в Ташкент и соединен со Среднеазиатским индустриальным институтом, который будущий главный инженер окончил с отличием в 1942 году.
После окончания артиллерийской академии им. Дзержинского, прослужив в военной приемке Главного артиллерийского управления (ГАУ), вернулся в академию, где занимался научной работой по спецтехнике. Затем был направлен в военную приемку ГАУ на ижевский мотозавод, здесь он работал заместителем начальника ОКБ.
Объемы и номенклатура изделий ИЭМЗ в 1963 году требовали серьезной организации производства, его подготовки, технологического оснащения и привлечения грамотных специалистов. Всем этим предстояло заняться главному инженеру.
После тщательного анализа ситуации была начата работа по реконструкции и увеличению мощности цехов. Создано два новых цеха окончательной сборки изделий, значительно увеличились производственные мощности пяти основных цехов. Работа инструментального производства переформатирована, что дало значительные результаты. Кроме этого, внедрена система непрерывного оперативного планирования производственных процессов в цехах. Огромное внимание уделялось качеству выпускаемой продукции, благодаря чему завод «скакнул» по показателям уже в 1964 году. За короткий срок Илья Лазаревич объединил службы, которые всегда вели бесконечную «борьбу» за приоритеты, уделил особое внимание работе и обучению специалистов в подчиненных ему технических службах. Это легло в основу мощного, мобильного, обладающего высоким техническим потенциалом инженерного коллектива предприятия, проявившего свои способности уже в ходе освоения комплекса «Круг».
К 1966 году номенклатура изделий увеличилась. Из-за поступающей от разработчиков конструкторской документации, порой достаточно «сырой», специалистам ОГК приходилось проводить ОКРы, постоянно отрабатывать конструкторскую документацию, вести работы по унификации деталей. Постепенно, кроме сопровождения изделий в производстве, конструкторам ОГК пришлось выполнять функции специалистов научно-исследовательского института. Все это позволило преобразовать отдел в особое конструкторское бюро - ОКБ. Принять решение об этом Илья Лазаревич убедил заместителя министра радиопромышленности Николая Богданова.
В 1969 году на завод стала поступать техническая документация, и начался запуск в производство деталей на изделие «Оса». Номенклатура деталей и узлов по этому изделию составляла 6274 позиции. И здесь в очередной раз проявились организаторские способности И. Л. Клятиса. Необходимо было срочно пополнить парк оборудования, и в первую очередь в цехах механообработки, для решения вопросов по поставке главный инженер направлял специалистов на заводы-изготовители. Кроме того, внедрялись новые конвейерные и поточно-механизированные линии, модернизировалось технологическое оборудование, применялись прогрессивные заготовки и специальные профили, универсально-сборные приспособления.
Для решения задач, возникших в связи с ростом объемов производства ЗРК «Оса» в несколько раз, организуется новый цех по изготовлению антенно-пусковой установки. Проводятся работы по пуску в эксплуатацию заготовительного цеха и ряд организационных мер по разгрузке сборочных цехов.
В 1977 году началась подготовка производства для выпуска нового изделия «Тор». Изготовление опытных образцов, организация серийного производства изделий комплекса «Тор» требовали создания ряда специальных цехов для изготовления узлов и блоков на новой элементной базе. В 1980 году был изготовлен первый опытный образец «Тора», для чего было изготовлено более десяти тысяч деталей.
В июле 1976 года завершилась разработка эскизно-технического проекта тренажера 9Ф632 для тренировки операторов боевых машин комплекса «Оса», разработка которого была поручена нашему ОКБ, а в 1981 году изготовлена первая партия - 20 комплектов этого изделия. По ускоренной системе подготовки производства изготовлено три комплекта опытных изделий РЛС управления выстрелом комплекса «Шатер». Изготовлено три комплекта «Оса-АК», восемь комплектов бортовой аппаратуры радиоуправления 9Б411 системы «Тор». И это далеко не полный перечень проектов, реализованных под руководством И. Л. Клятиса.
Труд Ильи Лазаревича отмечен правительственными наградами, среди них ордена «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.
Специалисты предприятия, которые общались с Ильей Лазаревичем, отдавая должное его таланту, с особой теплотой вспоминают его как прекрасного организатора, вложившего немало сил, энергии и знаний в создание предприятия, которое смогло пережить тяжелое перестроечное время. Благодаря заложенному им фундаменту, сегодня мы можем работать по техническому перевооружению производства и организации изготовления современных изделий спецтехники.
Более двадцати лет Ильи Лазаревича нет с нами, все меньше остается ветеранов - его современников, для которых он был коллегой, старшим товарищем, делился своими знаниями и опытом, сам не зная того, стал Учителем для многих. Их мало, но они есть, поэтому, уважаемые ветераны, мы просим вас поделиться воспоминаниями об Илье Лазаревиче. Присылайте их, пожалуйста, в редакцию газеты «Купол» или в Совет ветеранов Общества до 22 декабря.